Родителям

Подросток в 10 классе подводные камни обучения

Поступление в 10 класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В это период у подростков неизбежно возникают новые трудности – в учебе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Ранняя юность – период от 13-14 до 16-17 лет – время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек уже очень мало чисто детских черт, но и взрослыми их не назовешь, так как многое еще сохранилось от детства. На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания, социальных установок, мировоззрения; близость к завершению школы требует профессионального самоопределения. Старшие школьники уже интеллектуально зрелые люди, но психически, да и физически тоже, они далеки от полной взрослости. Кроме того, не следует забывать, что ранний юношеский возраст – это пора первой любви, и далеко не всегда наши уже совсем большие дети думают в это время исключительно об учебе. 
Итак, ваш любимый подросток перешел в 10 класс. Какие трудности могут подстерегать родителей в первые месяцы учебы?


1. Сложности в учебе.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Как правило, слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, сложность изучаемого материала возрастает. Поэтому родители должны быть готовы к тому, что ребенок, бывший ранее отличником, может «скатиться» на четверки или даже тройки. 
Особенно часто это случается в тех случаях, когда ребенок поступает в другое учебное заведение, тем более в «профильное», с более сложной программой – там критерии оценки знаний иные, чем в родной школе. Главное – не огульно ругать подростка, а попробовать разобраться. Плохие оценки и упреки дома могут не только существенно снизить самооценку подростка, но и привести к изменениям в поведении – ребенок может стать замкнутым, мрачным, отдалится от родителей. 
Кроме того, после напряженного выбора в девятом классе и лихорадки выпускных экзаменов у школьников часто наблюдается вполне естественное желание «отдохнуть после трудов». Десятый класс многие из них рассматривают как передышку перед сложным одиннадцатым. В этом дети совершенно правы. Однако не следует забывать, что именно в десятом классе есть необходимое время для определения будущей профессии и, соответственно, для углубленного изучения тех предметов, которые даются сложнее. В выпускном классе на это может просто не остаться времени. 
Что можно сделать в данном случае?
Прежде всего, необходимо выяснить, с какими именно трудностями столкнулся школьник, какие предметы сложнее всего ему даются,  и помочь справиться с возросшей учебной нагрузкой. Следует объяснить ребенку, что плохие оценки – это результат изменения критериев оценки учителя, и если раньше он получал за сочинения отличные оценки, а теперь – только тройки, то это результат изменившихся требований учителей. 
Вместе с ребенком надо проанализировать замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Возможно, для этого потребуются дополнительные консультации учителей, и лучше, чтобы их получил школьник, а не родители. Затем нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с новыми правилами.
Не следует ругать ребенка, бывшего прежде отличником, за то, что он «съехал». Поверьте, ему и так тяжело. Необдуманными замечаниями и чрезмерными нотациями можно оттолкнуть от себя сына или дочь, а также существенно снизить самооценку подростка (в этом возрасте от самооценки зависит если не все, то очень многое). Не рассматривайте плохие оценки, как трагедию. Кроме того, учитывайте и здоровье школьника. 



2. Проблемы со здоровьем. Увы, увы, в наш век избытка информации и недостатка физической активности во всей красе стоит проблема здоровья с самого раннего возраста. Если до 9 класса дети еще как-то справляются с учебными нагрузками, то при поступлении в 10-й, особенно в учебных заведениях с усложненной программой, здоровье школьников начинает резко ухудшаться. 
Что можно сделать в этом случае? Прежде всего, следует выяснить, по силам ли подростку повышенные учебные нагрузки. Во многих профильных лицеях обязательно требуется при поступлении разрешение врача. Основная тяжесть приходится на зрение и позвоночник, поэтому если ваш ребенок уже имеет проблемы в этой сфере, подумайте, стоит ли овчинка выделки. Образование – вещь нужная, кто же спорит, но ценой ли здоровья? 
Необходимо постоянно нагружать школьников физически. Спортивные секции, воскресные походы на лыжах или коньках, поездки за город – арсенал средств велик, нужно только желание. Обязательна ежедневная утренняя гимнастика, очень желательно обтирание холодной водой. При наличии проблем со зрением – гимнастика для глаз, при неполадках с позвоночником, особенно при остеохондрозе - бассейн.  Все эти, не слишком большие пока, усилия в дальнейшем окупятся сторицей. Да даже простая работа по дому хороша в качестве разрядки и простейшей гимнастики. Именно поэтому нельзя освобождать детей от домашних обязанностей под предлогом «мы тебе все – только учись».
Если ребенок, несмотря ни на что, все-таки стал часто болеть, жалуется на постоянную усталость, это означает, что он не справляется с нагрузкой. В этом случае лучше будет ограничить учебные занятия до разумных пределов.



2. Следующая проблема, с которой может столкнуться десятиклассник – это взаимоотношения в коллективе. Как правило, десятые классы делаются сборными, часто дети приходят из других школ. Первые месяцы обучения становятся не только периодом адаптации к новым условиям, но и временем обретения статуса среди сверстников. 
Чем могут помочь в данном случае родители?
Не следует вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками без крайней на то необходимости. В противном случае вы рискуете зарекомендовать свое чадо «маменькиным сынком». Пятнадцатилетний подросток должен научиться выстраивать отношения сам. 
Если ребенка не приняли в коллектив, нужно оказать ему психологическую поддержку дома. Как можно чаще указывайте ребенку на его реальные достоинства (именно реальные, а не выдуманные) и реальные недостатки. Ни в коем случае не следует захваливать и занижать требования. Четкая, разумная политика поможет подростку в формировании адекватной самооценки. Успешные межличностные отношения во многом зависят от самооценки ребенка. Человек, который реально оценивает свои силы и возможности, который понимает, что люди –разные и не обязаны подстраиваться только под его требования, более успешен, чем тот, кто либо всех боится, либо напротив считает себя образцом поведения.
3. Десятый класс – возраст любви и отдыха от трудов. Как уже было сказано, школьники, уставшие от лихорадки девятого класса, рассматривают десятый как передышку и отодвигают «на потом» вопрос выбора профессии. Безусловно, отдых детям нужен. Однако есть и опасность – можно расслабиться и потерять драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Здесь главное – не впадать в крайности, т.е. не завалить ребенка учебой, но и не расслабиться слишком сильно. 
В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если решение принято положительное, следует начать действовать.
Первый шаг – выбрать конкретное учебное заведение, в котором будет учиться ребенок. Желательно подготовить «пути отступления» - наметить два-три подходящих вуза либо смежные специальности в том же вузе, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время.  Обязательно найти координаты этих вузов и как можно подробнее ознакомиться с условиями приема.
Если есть возможность, нужно посетить День открытых дверей выбранного вуза. Во-первых, там можно получить всю необходимую информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, школьнику будет полезно побывать в здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться в расположении аудиторий и выяснить, сколько времени понадобится на дорогу. В одиннадцатом классе также стоит посетить вуз в День открытых дверей, потому что к условиям приема может добавиться новая информация. 
Отдельно стоит сказать про подготовительные курсы. Часто объявления о начале занятий и условиях приема появляются в газетах. Однако подстраховаться и узнать самим полезно. В некоторых вузах подготовительные курсы рассчитаны не на год, а на два, т.е. дети начинают заниматься уже в десятом классе. Их преимущество в том, что знания там дают более глубокие и основательные. Минусы же – в повышенной учебной нагрузке, которая полезна не всем.
Именно в десятом классе следует адекватно оценить знания ребенка и при необходимости начать готовиться уже в этом году. Кроме того, следует оценить и склонности ребенка, потому что это – последняя возможность поменять выбранное решение. Также следует учитывать и состояние здоровья ребенка – сможет ли он «потянуть» выбранную специальность? 



4. Интересы и опасения родителей в оставшиеся два школьных года в значительной степени направлены на учебу и профессиональное самоопределение детей. Тем не менее, не следует забывать обо всем остальном. Этим скромным словом «остальное» можно обозначить очень многое.
Дети часто говорят, что родители забыли себя, когда они были молодыми. В этом упреке есть доля истины. Сами взрослые понимают, за что и почему они ругают или учат своих детей. Каждый родитель хочет видеть свое дитя счастливым. При этом, если родители – состоявшиеся, успешные люди, они считают свой образ жизни единственно правильным и стремятся навязать его детям. «Поступай, как я, и станешь счастливым», -внушается ребенку. Если же в жизни отца или матери что-то не сложилось, они, желая уберечь ребенка от тех же ошибок, тоже навязывают ему свою точку зрения. «Не будь таким, как я, - и станешь счастливым», - говорят они. И в том, и в другом случае мы, взрослые, забываем одну простую вещь: наши дети – это не мы, они другие, и жизнь у них будет своя, не похожая на нашу. Не нужно лишать подростков права выбора и права на свои ошибки.
Чтобы не отдалить от себя сына или дочь, гораздо лучше в обычной беседе, без упреков и нравоучений, высказать свои опасения и пожелания. Вспомните, какими вы были в молодости, расскажите об этом ребенку. Чего вы боялись? О чем мечтали? Что любили и что ненавидели? Объясните, что именно в интересах и увлечении вашего деточки вас беспокоит или радует. Расскажите о своих упущенных возможностях, но только без нотаций или раздражения. 
В установлении семейных правил и родительских запретов нужно ориентироваться на возраст и развитие подростка. В 8-10 лет ребенок спокойно воспримет требование приходить домой не позже 8 часов вечера, но в 14-15 это будет казаться ему смешным. Ваше чадо выросло, дорогие родители. Хотите вы этого или нет, но ему уже не три года. Увы. Свобода и уважение даются потом и кровью, но оправдываются тем, что в повзрослевшем сыне или дочери вы откроете для себя друга на долгие годы.  



Надеемся, что вам,  дорогие родители, помогут наши советы. И помните: от вашего спокойствия зависит душевное спокойствие ваших детей. 

Самые распространённые ошибки в воспитании подростков

Многие родители хотели бы предупредить проявления подросткового кризиса,поэтому  сначала надо понять не совершаю ли я ошибки в воспитании своего ребенка. Конечно, каждый отдельный случай взаимоотношений родители-дети индивидуален, хотя можно вывести общий алгоритм ошибок в воспитании.
1. Гипопротекция
Период, когда у ребенка очень много свободы. Поступки ребенка не контролируются. Взрослые ничего не знают о своём подростке, с кем и где он проводит время. Взрослые формально выполняют собственные функции, но нечего не делают для воспитания. В результате подросток будет искать необходимые ему нормы и ценности вне семье. И не всегда эти нормы не противоречат его общественному закону, психике и здоровью.
2. Гиперпротекция
Родительское воспитание с повышенным контролем и повышенным внимание к подростку. Взрослые хотят полностью контролировать поведение подростка.
Такое воспитания игнорирует личность подростка. Поэтому возникает падение адаптивных способностей ребенка: потребительская позиция, беспомощность, конфликты со сверстниками.
А у некоторых детей такой тип воспитания, вызывает протест, ведущий к различным нарушениям поведения и к обострению взаимоотношений с родителями.
3. «Кумир семье»
«Мимозное воспитание». Целью взрослых становится удовлетворение всех потребностей подростка, желание избавить его от всех трудностей. Подросток в результате становится эгоцентричным, всегда хочет быть в центре внимания, получать все желаемое без особого труда. При столкновении с трудностями ему трудно с ними справится.
4. Жесткие отношения
Сильно жестокое отношение с неприятными расправами за непослушание и мелкие проступки вызывают у подростка ожесточение и страх перед взрослыми. Как правило, з таких подростков вырастают жестокие и плохие люди.
5. Эмоциональное отвержение
Родительское воспитание по типу Золушка. Родители тяготятся подростком, который всегда это ощущает, особенно если в доме есть ещё один малыш, получающий от них особое внимания. Такое воспитание развивает скрытность, обидчивость, чувствительность и ранимость.
6. Воспитание вундеркинда
Взрослые хотят дать подростку как можно более широкое образование. Кроме учебы в школе, подросток занимается спортом, иностранным языком, музыкой. Он постоянно куда-то спешит, занят.

В таких ситуациях подросток лишается возможности общаться со сверстниками, участвовать в детских играх. У него протест против данного режима. Он хочет избавиться от нагрузок, поэтому выполняет их формально. Загруженность способна развивать истощаемости тревожности и нервной системы.
Вот основные ошибки,но более подробно понять себя и своего ребенка вы сможете только на индивидуальной консультации, на которой не обязательно присутствовать подростку.
Помните, что любому подростку всегда нужна любовь и внимание родителей. Уверенность в том, что кто-то его сильно любит, совершенно бескорыстно. Любить от всего сердца могут только любимые родители.Самое главное в отношениях – это доверие.
Доверяйте своему подростку и говорите с ним как с другом, криком ещё никто ничего не добивался. С наказанием и криком вы будете обычными родителями, а вы в таком возрасте должны быть настоящим другом. Другом, с которым можно поделиться своими проблемами и мыслями.

Мотивация к обучению


Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души снова засквозила тревога о том , что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели, и детское чувство радости сменится хандрой, полной потерей мотивации к обучению.
Обычно родители перечисляют множество способов повышения мотивации детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком. Кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже “4”.
Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас обсуждать не будем. Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.                                                                                                                                                                                                          
Как повысить мотивацию школьника к обучению? 
Все дети от природы очень любознательны. Наш мозг устроен так, что овладение новым знанием или навыком сопровождается выплеском гормонов счастья. Другими словами, мы запрограммированы на мотивацию к учебе.
Давайте попробуем разобраться, что же могло отрицательно повлиять на желание вашего ребенка учиться? И что можно сделать, чтобы ребенок снова начал испытывать удовольствие от учебы?

Что такое мотивация? 
Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
В нашем мозгу существуют определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того, чтобы она включились в работу необходимы три компонента: интерес, социальное признание и самооценка.

               Вера в собственные способности.
  Возможно, ваш ребенок утратил веру в себя. Может быть, вы ставите  перед ним практически недостижимые задачи? Тогда нежелание учиться — это психологическая защита от неспособности отвечать слишком высоким требованиям. Может быть, он посещает школу, которая не соответствует его способностям? В этом случае, для того, чтобы у него  и дальше не возрастала неуверенность в себе, подумайте о том, чтобы поменять школу.
В младшем школьном возрасте дети еще безгранично доверяют родителям и учителям, они практически безоговорочно принимают их оценки и замечания.  То есть,  именно от того, какие оценки дает взрослый ребенку, как оценивает его успехи, зависит его самооценка. Обратите внимание на то, какие суждения о себе слышит ваш   ребенок.

Интерес.
А может ему действительно не хватает, прежде всего, заинтересованности в учебе? Понятно, что без интереса обучение не доставляет радости, и пропадает желание учиться. Однако, нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными предметами. Вы можете воспитать в ребенке желание познавать мир!
В этих случаях, эффективны оказываются разнообразные совместные занятия детей и родителей. Водите ребенка на выставки, в музеи, научные центры, читайте с ним вместе познавательные книги, листайте энциклопедии, смотрите научно-популярные фильмы. Если в семье интерес к знаниям недостаточный, то и детская мотивация к учебе остается низкой. Но в ваших силах это изменить!
Вы можете хотя бы на некоторое время «симулировать» у себя познавательный интерес. Например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать совместно с ребенком наблюдать за прорастающей фасолью.

Основа любой мотивации – влияние окружения.
Ваш ребенок в школе вынужден взаимодействовать с другими детьми. Возможно, его нежелание учиться вызвано «давлением одноклассников». Ведь если отовсюду слышна популярная фраза «не хочу учиться», а успехи в учебе считаются немодными, трудно противостоять общему влиянию. В таком случае позаботьтесь о создании более подходящего окружения для своего ребенка. Особенно полезным будет общение со старшим по возрасту ребенком с познавательной направленностью.

Воспитание трудолюбия. 
Конечно, учение не всегда доставляет удовольствие, часто оно требует большой работоспособности и силы воли. И то, и другое у ребенка необходимо тренировать.
Поручите ему какие-нибудь обязанности по хозяйству. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому, то они спокойно относятся к тому, что домашние задания тоже нужно ежедневно выполнять.

Система вознаграждений.
Большую роль играет продуманная система вознаграждения ребенка за успехи, причем не те, которые достаются ему легко, в зависимости от способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от приложенных усилий. Хвалите ребенка за его старание, даже если он не добился чего-то особенного.
Особенно хорошо действуют не материальные награды, а приятные события, которые родители и дети переживают вместе, например, поход в зоопарк или незапланированная игра в футбол с папой. Важно, чтобы награда по возможности соответствовала достижению, тогда в памяти ребенка останется положительная связь.

Кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, не существует. Однако, окружающие ребенка люди, через конкретное воспитание могут помочь ему повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы.


Родителям о подростках


Воспитание подростков в наши дни - тяжелая задача для родителей. Родители часто чувствуют себя беспомощными перед поведением своих чад. Современный подросток живет в мире, незнакомом его пред­шественникам. Интернет, спут­никовое телевидение, множе­ство источников информации, множество шаблонов поведе­ния, множество идей и фило­софий. Подростки не знают, в каком направлении двигаться. Подростки нуждаются в роди­телях больше, чем когда-либо. Родители оказывают самое большое влияние на жизнь под­ростка. Когда родители не при­нимают участие в воспитании, их место занимают компании, сверстники, алкоголь, наркоти­ки. Часто подростки ведут себя плохо только из-за того, что им не хватает родительской люб­ви. Родители их, конечно же, любят, но подростки не чув­ствуют эту любовь. Для боль­шинства родителей проблема заключается не в искренности, а в недостатке информации и неумении выразить любовь на эмоциональном уровне. Подростки отличаются от малышей, и чтобы любить их, надо открыть для себя новые горизонты, научиться выражать свою любовь иначе. Подросток находится на ста­дии перехода к юности. Основ­ная мелодия звучащая в голове подростка -- независимость и самоопределение. Если роди­тели не прислушаются к этой новой песне, играющей в созна­нии подростка, возникает кон­фликт между подростком и ро­дителями. Родители обычно пы­таются насильственно навязать подросткам свои принципы, что приводит к спорам, утрате самообладания, оскорблениям.

Что нужно помнить родителям при общении с подростками


Слова поощрения. Все под­ростки нуждаются в поощрении. В переходном возрасте они пол­ны неуверенности, и слова одо­брения для них подобно дождю, орошающему сухую почву. Для многих подростков нет ничего важнее, чем поощрение родите­лей. Пытайтесь говорить слова поощрения подростку не только наедине, но и в присутствии всей семьи, родственников, друзей.

Прикосновения. Но исполь­зовать их нужно в подходящем месте и должным образом. Му­дрые родители наблюдают за жестами, за настроением под­ростка. Если подросток злится, или находится со сверстниками, не надо пытаться ласкать под­ростка. Всегда задавайте вопрос: не угрожает ли эта моя ласка не­зависимости подростка? не по­вредит ли она его представле­нию о себе? НЕ злоупотребляйте прикосновениями. Физическое насилие и гнев, сексуальное на­силие - это недопустимые спо­собы прикосновения в общении с подростком.
Время. Занятые родители, которые хотят, чтобы их дети чувствовали себя любимыми, должны выделить специаль­ное время, уделить внимание подростку. Сегодня, когда все куда-то спешат, в домах много разных бытовых приспособле­ний, подросток не должен чув­ствовать себя частью домашней коллекции. Реально общайтесь с подростком. Качественно об­щайтесь с подростком. Делитесь своим опытом, мыслями, чув­ствами, желаниями дружелюбно, открыто. Смотрите на подростка, когда он говорит. Слушая под­ростка, не занимайтесь более ничем. Будьте внимательны к чувствам подростка. Наблюдай­те за жестами подростка. Не пе­ребивайте. Задавайте вопросы. Выразите понимание. Попросите разрешения выразить свою точ­ку зрения. Подростка в общении надо учить, а не проповедовать. Повышенный тон, театральные жесты обычно побуждают под­ростка обращаться за советом в другое место. Объясняйте свое мнение, а не навязывайте его. Если родители не проводят время с подростками, или про­водят его формально, подростки могут чувствовать себя нелюби­мыми.

 Помощь. В тот день, когда вы решили завести ребенка, вы под­писались на долгосрочную служ­бу. Иногда родители чувствуют себя скорее рабами, зависящими от супруга, детей, других членов семьи, чем любящими служите­лями. Если родители будут так относиться к своим обязанно­стям, подросток почувствует это и не воспримет подобное «слу­жение» как проявление любви. Любящая помощь - это искрен­нее желание отдать свои силы другому. Когда родители помо­гают подросткам, испытывая при этом горечь или сожаление, фи­зические потребности подрост­ков будут удовлетворены, но их эмоциональное развитие постра­дает. Помощь часто используют для манипуляции подростка. «Я разрешу тебе погулять, если ты уберешься». Да, это соглашение. Это средство добиться от под­ростка того, что вы хотите, но это не проявление любви. Манипуля­ция - это не любовь. Также и под­ростки: когда чувствуют, что ими манипулируют, они сами начина­ют манипулировать родителями. Лучшим ответом в таком случае будет «Я люблю тебя так сильно, что должен запретить тебе ...».
Основное правило - родите­ли должны делать то, что подро­сток не может сделать сам. Когда дети маленькие, вы за них сти­раете. Когда ребенок выраста­ет, вы подростка учите стирать. Родители, которые не понимают этой разницы, могут искалечить детей и не дадут им достигнуть зрелости.
Подарки, деньги. Един­ственный способ помочь понять подростку ценность денег, это дать ему возможность самому зарабатывать деньги. Если под­ростку приходится самому зара­батывать те деньги, которые он собирается потратить на модную одежду, он поймет, сколько уси­лий нужно приложить, чтобы по­лучить нужный предмет. И подро­сток неизбежно задает вопрос, а стоит ли эта вещь таких усилий? Таким образом, он становится более скромным потребителем, будет тщательно выбирать пред­меты, будет учиться решать, что ему нужно больше. НЕ надо да­вать подростку деньги в неогра­ниченном количестве.
Родители должны делать продуманные подарки, чтобы те послужили благополучию под­ростка. И не надо путать подарки с подачками. Подачки дарятся взамен подлинной любви. Они вручаются всегда занятыми ро­дителями.
Учитесь сами справляться с гневом и учите подростка справ­ляться с гневом. Для этого мож­но использовать литературу, по­мощь психологов.
Учите подростка ответствен­ности. Подросток, который учит­ся отвечать за свои действия, при этом развивая независимость и самостоятельность, будет себя ценить, достигать значимых целей и внесет значительный вклад вокруг себя. Подростки, которые не научатся отвечать за свои действия, будут трудными подростками, а может и трудны­ми взрослыми.




Закон Санкт-Петербурга
«Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, заменяющих родителей)»

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
21 января 2009 года


Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах на территории Санкт-Петербурга в ночное время без сопровождения родителей (лиц, заменяющих родителей).


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга

Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

лица, заменяющие родителей, - близкие родственники (совершеннолетние братья и сестры, дедушка, бабушка, братья и сестры родителей), усыновители, опекуны или попечители, должностные лица учреждений, на попечении или под опекой которых находится несовершеннолетний в возрасте до шестнадцати лет, иные лица, на которых лежат обязанности в отношении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет;

ночное время - период времени с 23.00 до 6.00 часов.


Статья 2. Административная ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, заменяющих родителей)

Попустительство родителями, иными законными представителями несовершеннолетнего, либо другими лицами, на которых лежит обязанность воспитания и контроля за поведением несовершеннолетнего, нахождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет на улице или в другом общественном месте, в том числе в игорных заведениях, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, заменяющих родителей) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.


Статья 3. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, рассматриваются районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По решению районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав дело об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Законом Санкт-Петербурга, может быть передано на рассмотрение мировому судье Санкт-Петербурга.


Статья 4. Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, составляются должностными лицами органов внутренних дел и (или) членами районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Статья 5. Зачисление сумм административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные настоящим Законом Санкт-Петербурга
Суммы административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные настоящим Законом Санкт-Петербурга, зачисляются в бюджет Санкт-Петербурга.

Статья 6. Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко
 Санкт-Петербург  24 февраля 2009 года N 8-14


ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

о школьной форме и внешнем виде учащихся ГБОУ лицея № 395

I. Общие положения.
1.1. Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом РФ  «Об образовании»  ст. 32, ст. 50; Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Типовым положением об образовательном учреждении ст. 50, Правилами внутреннего распорядка ГБОУ лицея № 395.
1.2. Школьная форма, так же как и любой другой вид детской одежды, должна соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН) 2.4.2 1178-02 «Забота о здоровье и гигиене обучающихся» и 2.4.7/1.1. 1286 — 03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».
1.3. Данное положение разработано с целью выработки единых требований к школьной одежде обучающихся 1-11 классов.
1.4. Настоящим Положением устанавливаются определения школьной формы, и устанавливается порядок ее ношения для обучающихся 1 — 11-х классов  ГБОУ лицея № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
1.5.Образцы моделей формы и варианты одежды, соответствующие деловому  стилю, обсуждаются родительским комитетом лицея.
1.6. Необходимость перехода школы на единую школьную форму  обусловлено следующем:
·       строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
·       форма дисциплинирует человека;
·       школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива;
·       дает возможность учащемуся ощутить свою причастность к данному образовательному учреждению;

2. Общие принципы создания внешнего вида.
2.1. Аккуратность и опрятность:
·       одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;
·       обувь должна быть чистой;
·       внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах);
·       школьная форма исключает национальные элементы.
2.2. Сдержанность:
одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств сдержанность и умеренность;
основной стандарт одежды для всех - деловой стиль.
2.3. Запрещается использовать для ношения в учебное время следующие  варианты:
2.3.1. одежды и обуви:
спортивная одежда (спортивный костюм или его детали;
джинсы для девочек и девушек;
джинсы для юношей и мальчиков;
одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п,);
пляжная одежда;
одежда бельевого стиля;
прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;
декольтированные платья и блузки (открыт Х'- образный вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.);
вечерние туалеты;
платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);
мини-юбки;
слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;
одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;
сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки„платья, юбки;
спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений);
обувь в стиле "кантри" (казаки);
массивная обувь на толстой платформе;
вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.);
туфли на высоком каблуке (не более 5 см);
высокие сапоги-ботфорты в сочетании с деловым костюмом;
в одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.
2.3.2. Волосы
длинные волосы у девочек должны быть заплетены в косу или прибраны заколками;
мальчики и юноши должны своевременно стричься.
2.3.3.  запрещаются:
экстравагантные стрижки и прически;
окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.
2.4. Неяркий маникюр и макияж разрешен девушкам.
2.4.1. Запрещен:
Маникюр ярких экстравагантных тонов (синий, зеленый, черный и т.п.);
маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы);
вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов;
2.5. Запрещено использовать в качестве деталей массивные серьги, броши  кулоны, кольца.
2.6. Размер сумок должен быть достаточным для размещения необходимого  количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и  соответствовать форме одежды.
2.7. Запрещаются аксессуары с символикой асоциальных неформальных  молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные  вещества и противоправное поведение.

3. Примерные требования к школьной форме.
3.1. Стиль одежды — деловой, классический.
3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и  спортивную.
3.3.. Парадная форма:
Девочки 1-11 классов
Белая блуза рубашечного покроя, жакет, юбка, туфли.
Мальчики 1-11 классов — белая мужская (мальчиковая сорочка, пиджак,  брюки, туфли. галстуки, бабочки и т.п... по желанию.)
3.4. Повседневная форма:
Мальчики, юноши — пиджак, брюки, мужская сорочка (рубашка), туфли. Рубашки разных цветов, однотонные. Пиджак, брюки синего, черного, серого, темно — зеленого цвета
(костюм «двойка» или «тройка» черного цвета; однотонная белая рубашка или рубашка неярких тонов, пуловер (свитер) однотонный без рисунков и без надписей);
Девочки, девушки — блуза рубашечного покроя (цвет разный однотонный), брюки, юбка или сарафан  длиной выше колен не более чем на 10 см, короткий однобортный жакет (приталенный силуэт, отложной воротник, слегка расширенные рукава). Цвета жакета и брюк—  черный. Юбка и сарафан могут быть клетчатые на 1 ступени обучения. Однотонная белая блуза или блуза неярких тонов)
3.5. Спортивная форма:
Спортивная форма включает однотонную футболку с коротким рукавом, спортивные трусы, спортивное трико (костюм), носки, кроссовки. Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий. Для участия в массовых спортивных мероприятиях рекомендуется приобретение головных уборов (кепи, бейсболки и пр.). спортивные костюмы надеваются только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.
3.6. Одежда должна быть чистой и выглаженной.
3.7. Все учащиеся 1 - 11 классов должны иметь сменную обувь.
3.9. Сменная обувь должна быть чистой. Запрещается ношение домашних тапочек без задника.

4. Права и обязанности обучающихся.
4.1. Учащийся имеет право выбирать школьную форму в соответствии с  предложенными вариантами, и обязаны в течение учебного года постоянно носить школьную форму.
4.2. Учащийся обязан носить повседневную школьную форму ежедневно.
4.3. Содержать форму в чистоте, относится к ней бережно, помнить, что  внешний вид ученика — это лицо школы.
4.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится  учащимися с собой.
4.4. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники  надевают парадную форму.
4.5. Ученик имеет право самостоятельно подбирать рубашки, блузки,  аксессуары, к школьному костюму в повседневной жизни.
4.7. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и  пуловеров неярких цветов.
4.8. Ученики школы обязаны выполнять все пункты данного положения.

5. Обязанности родителей.
5.1. Приобрести обучающимся школьную форму, согласно условиям данного Положения до начала учебного года, и делать это по мере необходимости, вплоть до окончания обучающимися школы.
5.2. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу в строгом соответствии с требованиями Положения.
5.3. Выполнять, все пункты данного Положения.

6. Меры административного воздействия.
6.1. Данное Положение является локальным актом и  подлежит обязательному исполнению учащимися и другими работниками  школы.
6.2.Несоблюдение обучающимися данного Положения является нарушением Правил внутреннего распорядка.
6.3. О случае явки учащихся без школьной формы и нарушением данного  положения родитель должны быть поставлены в известность классным  руководителем в течение учебного дня.
6.4. За нарушение данного Положения учащиеся могут быть  подвергнуты дисциплинарной ответственности.

 
Рекомендации для родителей шестиклассников



Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.


МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ


Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто - в 11-12 лет.

В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ

«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.
Известный рок-музыкант Ди Снайдер пишет по этому поводу: «Слушая рок-н-ролл - и притом громко... я хоть на время находил спасение от неуверенности и сумятицы чувств» (Снайдер Д. Практическая психология для подростков. М., 1995).


ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ


Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще - в начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, - писал Л.С. Выготский. - Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).


ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ


Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.Как отмечает Л.И. Божович, «...бросается в глаза наличие как бы сосуществования в сознании учеников полученных в школе знаний с теми представлениями и понятиями, с которыми они приступают к обучению. Основным способом объяснения остается для них прежнее «донаучное» объяснение... однако формально, «для учителя», они привлекают и новые знания, которые остаются в их сознании обособленными, связанными с их прежними представлениями через союз «и»... Система научных понятий, данная в учебной дисциплине, оказалась для школьника самостоятельной действительностью, отгороженной от реальных законов природы плотной стеной школьного знания» (1968, с. 311-312).
Одна из основных причин, как и в первом случае, - низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
Анна ПРИХОЖАН,
доктор психологических наук





Права и обязанности родителей по закону "Об образовании"

Закон Российской Федерации «Об образовании» (извлечение)  

Права и обязанности родителей (законных представителей)  

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. 
3. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. 
4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение основного общего образования.


Комментариев нет: